Fargo
Администратор
- Регистрация
- 3 Дек 2015
- Сообщения
- 156.674
- Реакции
- 755.134
Философия о мышлении и сознании. Проблема разума в Средневековой философии.Точка интеллекта. Иван Негреев
Проблема мышления и сознания в философии существует с момента возникновения самой философии. Даже тогда, когда самого термина сознания еще не существовало, вопрос о том «как, что и чем мы мыслим?» должен был возникнуть.
В античной философии досократического периода сознание определялось понятием души (психея) и восходило к Логосу (Гераклит) – огню, мировому порядку, разуму, первооснове бытия мира. Хотя душа рассматривалась порождением вторичным, материальным (и в случае с человеком – далеким от совершенства), греки наделили ее способностью мыслить и подчиняться законам Логоса («мыслящая душа»).
Квинтэссенцию понятий «разумная душа» и «познание» мы находим у Платона в диалоге «Федон» (термин «сознание» философ вообще не употреблял, его «познание» сегодня порой отождествляют с «сознанием». Платон говорит о «чистом знании», «душе», «способности мыслить», «припоминании», «рассудительности», «Уме-устроителе» и т. п.
От Платона до наших дней проблема мышления и сознания серьезно эволюционировала.
Сознание, по меткому замечанию Шопенгауэра, «загвоздка вселенной». В мире, который принято воспринимать материально, сознание контрастно выделяется. Сознание связано с деятельностью мозга, его материальным органом. И все же остается «чувство непреодолимой пропасти между сознанием и мозговым процессом. Так как же получается, что на размышлениях нашей повседневной жизни это не сказывается?» спрашивал в свое время Витгенштейн.
До сих пор не существует единства в понимании проблемы сознания. Его онтологический статус имеет широкий диапазон: от констатации существования «особой духовной реальности», до объявления «свойством высокоорганизованной материи».
Является ли сознание эволюционным придатком сенситивного опыта и чувств, порождающим опыт личности, которая нигде кроме самого сознания не представлена?
Или же сознание первично относительно материи?
Иными словами, что сначала бытие или мышление?
Есть ли бытие вне мышления?
И даже в более радикальной форме, а есть ли мир за пределами сознания, или же статус бытия сводится к фантому?
Но есть и гносеологические вопросы.
А ведь к этому в 20 веке с развитием психоанализа добавляется проблема бессознательного и подсознательного.
Все это самые масштабные вопросы, раскрывающие проблему сознания в философии.
На нашем небольшом курсе мы попробуем обзорно обсудить, как эти проблемы освещены в истории философии.
Приглашаем вас на лекцию цикла: Проблема разума в Средневековой философии
Проблема мышления и сознания в философии существует с момента возникновения самой философии. Даже тогда, когда самого термина сознания еще не существовало, вопрос о том «как, что и чем мы мыслим?» должен был возникнуть.
В античной философии досократического периода сознание определялось понятием души (психея) и восходило к Логосу (Гераклит) – огню, мировому порядку, разуму, первооснове бытия мира. Хотя душа рассматривалась порождением вторичным, материальным (и в случае с человеком – далеким от совершенства), греки наделили ее способностью мыслить и подчиняться законам Логоса («мыслящая душа»).
Квинтэссенцию понятий «разумная душа» и «познание» мы находим у Платона в диалоге «Федон» (термин «сознание» философ вообще не употреблял, его «познание» сегодня порой отождествляют с «сознанием». Платон говорит о «чистом знании», «душе», «способности мыслить», «припоминании», «рассудительности», «Уме-устроителе» и т. п.
От Платона до наших дней проблема мышления и сознания серьезно эволюционировала.
Сознание, по меткому замечанию Шопенгауэра, «загвоздка вселенной». В мире, который принято воспринимать материально, сознание контрастно выделяется. Сознание связано с деятельностью мозга, его материальным органом. И все же остается «чувство непреодолимой пропасти между сознанием и мозговым процессом. Так как же получается, что на размышлениях нашей повседневной жизни это не сказывается?» спрашивал в свое время Витгенштейн.
До сих пор не существует единства в понимании проблемы сознания. Его онтологический статус имеет широкий диапазон: от констатации существования «особой духовной реальности», до объявления «свойством высокоорганизованной материи».
Является ли сознание эволюционным придатком сенситивного опыта и чувств, порождающим опыт личности, которая нигде кроме самого сознания не представлена?
Или же сознание первично относительно материи?
Иными словами, что сначала бытие или мышление?
Есть ли бытие вне мышления?
И даже в более радикальной форме, а есть ли мир за пределами сознания, или же статус бытия сводится к фантому?
Но есть и гносеологические вопросы.
- Чем ограничено сознание в процессе познания мира?
- Что недоступно сознанию?
- Может ли сознание само себя осознать и мыслить?
- Из чего состоит сознание, и каковы трансцендентальные структуры, определяющие сознание?
- В чем разница между такими терминами как мышление, ум, разум, рассудок?
А ведь к этому в 20 веке с развитием психоанализа добавляется проблема бессознательного и подсознательного.
Все это самые масштабные вопросы, раскрывающие проблему сознания в философии.
На нашем небольшом курсе мы попробуем обзорно обсудить, как эти проблемы освещены в истории философии.
Приглашаем вас на лекцию цикла: Проблема разума в Средневековой философии
Для просмотра скрытого содержимого вы должны зарегистрироваться
Возможно, Вас ещё заинтересует:
- [МИФ] Культ зверя и славянские оборотни. От лютичей и берендеев до волкодлаков и заклятых сорок [Марина Голубева]
- Школьный курс в вопросах и ответах: Химия + Физика [Т. А. Жуляева, С. В. Вахнина]
- Дистанционное видение: полное руководство (Часть 1 из 2-х) [Бретт Стюарт]
- Дистанционное видение: полное руководство (Часть 2 из 2-х) [Бретт Стюарт]
- Терапия Системного Трея (ТСТ) [КТЦ Бурхан] [Денис Бурхаев]
- [МИФ] Попробуй, ты сможешь! 12 супернавыков для развития инициативности, устойчивости и самостоятельности у школьников [Филлис Фагелл]